Mк I – первый танк

 

На третьем году первой мировой войны англо-французские войска не раз пытавшиеся прорвать оборону германской армии впервые применили боевые гусеничные машины – танки.

В перевода с английского «танк» означает «бак, резервуар, цистерна», это название было выбрано для сохранения секретности.

Прототип первого танка был создан в Великобритании на базе обычного трактора "Холт". Первые экземпляры были тихоходны, имели тонкую броню, защищавшую только от пуль и осколков, но благодаря колесному хвосту хорошо преодолевал рвы и окопы. В дальнейшем, усовершенствуя ходовую часть танка от хвоста отказались, таком стало легче управлять.

Танк не имел башни, так как ее установка показала неустойчивость всей конструкции при маневрах и крене. Над верхней, открытой частью броневого корпуса устанавливался специальный защитный экран с натянутой на раму сеткой, предохраняющей от попадания внутрь ручных гранат.

В ночь на 15 сентября 1915 года первые 32 танка MК I атаковали немецкие позиции. Вид тяжелых, размалеванных во все цвета машин был устрашающим и посеяло ужас и панику в рядах немецких войск. Фронт был прорван, несмотря на то несколько танков застряли в болоте  или вышли из строя по техническим причинам.

Технические характеристики:

  • Масса 28,4 тонны
  • Двигатель - «Даймлер» мощностью 78,3 кВт (105 л. е.)
  • Экипаж – 8 человек
  • Скорость – 4,5 км/ч
  • Броня – 10-12мм
  • Вооружение - две пушки калибра 57 мм, три пулемета «Льюис» или «Гочкис», либо пять пулеметов

 

Дальнейшее изменение Mк I больше касалось вооружения, так же утолщения брони и имели более мощный двигатель. Танк не имел башни, вооружение располагалось на боковых выступах – спонсонах, которые могли вдвигаться внутрь танка и имели ограниченный угол обстрела.

Часть танков имела только пулеметное вооружение, и их называли "самки", в отличие от "самцов", на которых устанавливались пушки. После первого боя с тяжелыми немецкими танками А7V, потеряв несколько машин, англичане стали устанавливать пушки также в один из спонсонов всех "самок". Такие танки называли в шутку "гермафродитами".

Условия для экипажа были очень тяжелыми, вентиляция отсутствовала и люди дышали выхлопными газами от работы двигателя, который находился внутри корпуса, и пороховым дымом во время стрельбы, не было никакой амортизации при движении, экипаж выполнял свою задачу при сильной тряске и ужасном шуме.

Уже к 1918 году в разных странах были разработаны и выпущены разные варианты тяжелой боевой техники. Танки стали делиться на легкие, средние и тяжелые. Так же появились танки для выполнения очень узких задач: «инженерные танки», «радио-танки», «танки снабжения».

Английские танки явились первыми реальными боевыми машинами, и именно с них берет начало история мирового танкостроения