Самолеты и вертолеты


В последнее время стремительно возрастает интерес к радиомоделям, и, в особенности, к авиамоделизму. Это очень увлекательное хобби, дающее возможность почувствовать себя парящим, окрылённым, соприкоснуться с большей степенью свободы.

У Вас уже возникло желание присоединится к сообществу радиолюбителей и приобрести себе авиамодель? Из этой статьи Вы узнаете, на что стоит обратить внимание при покупке самолета или вертолета.

 

Тип сборки авиамодели

тип сборки авиамодели

Для начала стоит определиться с тем, будете ли Вы сами собирать модель или купите уже собранную. Обратите внимание на маркировку изделия перед покупкой:

  • KIT - набор заготовок для самостоятельной сборки. Требуется много времени и опыта, что правильно установить двигатель, бак, шасси, аппаратуру, а также произвести обтяжку каркаса.
  • ARF - модель с собранным и обтянутым каркасом, Вам потребуется только установить начинку. Преимущество этого выбора в гибком подборе двигателя и электроники под свои нужды.
  • RTF - модель полностью собрана и готова к запуску прямо из коробки. Потребуется только зарядить аккумуляторы или заправиться топливом.

 

Выбор класса самолёта

Авимодели - самые сложные в управлении радиомодели. Поэтому, для начала нужно определиться со своими навыками пилотирования. Какие они у Вас - как у новичка или как у профессионала? По этому критерию производители разделили модели на несколько классов.

самолёт-тренер

 

Тренеры - это идеальная модель для обучения новичков, обладающая умеренной скоростью и маневренностью.

Крылья имеют V-образную форму с высоким расположением относительно корпуса. Такая конструкция дает хорошую устойчивость при выполнении полета.

Облик модели принесён в жертву простоте управления и "живучести конструкции", да и поломать её будет не жалко, так как стоит она недорого.

радиоуправляемый планер

 

 

Планеры - имеют легкое управление, но обладают небольшой маневренностью.

Выпускают как с мотором, так и без него.

Из характерных особенностей стоит выделить длинные крылья, за счёт которых модель способна долгое время парить, используя потоки воздуха. 

масштабная копия радиоуправляемого самолёта Stuka Ju-87

 

 

Спортивные, пилотажные, масштабные копии - это модели, повторяющие в мельчайших деталях свои больших собратьев. Чаще всего их производят в масштабах 1:16 и 1:8.

Главное достоинство этой группы моделей в возможности выполнения фигур сложного и высшего пилотажа.

Но есть и недостаток - для их запуска Вам потребуется наличие длинной взлетной полосы. 

радиоуправляемая модель реактивного самолёта СУ-27

 

Самолеты с реактивным (импеллерным) двигателем - самые мощные и эффектные из всех.

По размерам они небольшие, но по звучанию заставят окружающих искать в небе настоящий истребитель.

Эти монстры развивают очень большую скорость, но и за возможность ими обладать придется выложить из кармана кругленькую сумму.

 

 

Вертолеты классифицируют по схеме размещения винтов

радиоуправляемый самолёт соосный

 

Соосная схема размещения винтов предполагает размещения двух винтов на одной оси, друг над другом. Такая схема дает легкость в управлении.

Обычно, новички начинают своё обучение премудростям пилотирования именно с этих вертолетов.
 

 

радиоуправляемый самолёт классической схемы винтов

 

 

С классической схемой размещения винтов - один большой винт размещается над фюзеляжем, а второй, поменьше, находиться на хвосте.

На подобном вертолёте Вы сможете выполнять фигуры высшего пилотажа, чем обязательно поразите своих коллег или знакомых. Этот класс вертолётов сложнее в управлении и дороже соосных.

 

 

 

Выбор типа двигателя

электродвигатель для радиомоделиСуществуют двигатели трёх типов: электрические, двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и реактивные.

Электрические – питаются от аккумулятора, емкость которого напрямую влияет на длительность работы двигателя.

Плюсы: малый вес, тишина при работе, простота в обслуживании, небольшая стоимость, работа в любых погодных условиях, возможность использования в помещении.

Минусы: медленная зарядка, уменьшение тяговой мощности с уменьшением заряда аккумулятора. Время работы от аккумулятора в среднем составляет 10-30 минут.

двигатель внутреннего сгорания для радиомодели

 

 

ДВС – для их работы требуется специальное топливо. Устанавливаются на авиамодели весом от 700 грамм до нескольких десятков килограмм.

Плюсы: мощнее электрических, а время работы определяется количеством топлива в баке, неизменные тяговые параметры, выхлопные газы и характерный шум добавляют реалистичности.

Минусы: шум, дорогое топливо, небходимость регулярного обслуживания.

Реактивный (импеллерный) двигатель

 

Реактивные (импеллерные) двигатели – для работы требуется специальное топливо.

Подобные двигатели устанавливают на самолеты больших моделей, вес которых составляет от 3-5 кг.

Плюсы: те же, что и у моделей с ДВС, плюс более высокая мощность и гиперреалистичность.

Минусы: шум, высокая стоимость, дорогое топливо, требует специфического обслуживания, необходимость в сложном достартовом и бортовом оборудовании.

 

Двигатель и система управления ничто, если нет сервопривода. Его главная задача обеспечить связь двигателя и электронной системы управления с лопастями или шасси.

Сервоприводы делятся на цифровые и аналоговые. Цифровые дают более точную и быструю обработку команд, чем аналоговые, но и стоят дороже.

 

Размер и материал корпуса

Для удобства сравнения авиамодели классифицируют по объёму двигателя, модель при этом может оснащаться как ДВС, так и электродвигателем. Примеры самых распрастранённых классов:

  • 15 класс. Объем 2,5 см³;
  • 21-25 класс. Объем 3,5-4 см³;
  • 30-35 класс. Объем 4,9-5,8 см³;
  • 40-46 класс. Объем 6,5-7,5 см³, размах крыла 1,4-1,8 м, вес 2-4 кг;
  • 50-61 класс. Объем 8,5-10 см³, размах крыла 1,5-2 м, вес 3-5 кг;
  • 90-91 класс. Объём 15 см³, размах крыла 1,8-2,3 м, вес 5-6 кг.

Немаловажно знать из какого материала изготовлен корпус радиомодели. Обычно используют пенопласт, дерево или композитный материал.

материал изготовления корпуса радиоуправляемого самолёта

Пенопласт используется на легких и легко ремонтируемых самолетах. Для сохранения небольшого веса модели применяются электродвигатели.

Самолёты из базальтового дерева менее легкие, но зато достаточно прочные. На эти самолёты устанавливаются, как электродвигатели, так и ДВС. Размах крыльев у таких моделей в среднем составляет 1-2,5 метра. 

Самолёты из композитного материала изготовляются из стекловолокна или углеволокна (карбон). Данные модели характеризуются высокой конструктивной прочностью. На них чаще всего устанавливаются ДВС или реактивные двигатели. Модели из этого материала являются самыми дорогими.

 

Система управления

многоканальный пульт радиоуправленияДля управления авиамоделями требуется воздействие одновременно на несколько функций, поэтому передатчики радиоуправления делают многоканальными.
 
Двухканальные - устанавливаются на простейшие модели, управление доступно даже ребенку. Управление производится посредством руля высоты и элеронов у планеров (самолетов), или рулём высоты и направления, или рулём поворота и включение двигателя у планеров.
 
Трёхканальные - одни из самых распрастранённых. Их устанавливают на модели для новичков и используют для обучения навыкам пилотирования. Здесь уже возможно одновременное управление рулём высоты и поворота, а также управление двигателем (газом).
 
Однако, для полноценного управления самолетом нужно не менее четырех, а вертолетом - пяти каналов.
 
Для профессионалов выпускают радиомодели шестиканальной системой управления, такую систему вы настраиваете сами полагаясь на свои знания, опыт и умения.

 

Гироскоп

гироскоп Futaba GY190Гироскоп обеспечивает высокую степень устойчивости во время полета. Он работает по принципу юлы, которая в сильно раскрученном состоянии сохраняет стабильное горизонтальное положение.

Как бы гироскоп не стабилизировал вертолет, но лопасти остаются слабым звеном и вносят дисбаланс. Их вес, материал изготовления и аэродинамические характеристики могут определять лётные качества модели. 

Основным материалом для лопастей в настоящее время является стеклопластик и углепластик. Лопасти из дерева устанавливаются на тренировочных моделях. 

Помните, что при ошибке в пилотировании, отказе двигателя или других частей модели в первую очередь ломаются лопасти несущего винта. Некоторые производители предусмотрительно
добавляют одни запасные лопасти в комплект.

 

Дополнения и раширенный функционал

радиоуправляемый вертолёт с видеокамеройНесомненно, приятным дополнением к Вашей модели будет возможность монтирования на шасси понтонов для посадки и взлета с водной поверхности. Самоубирающиеся после взлета шасси тоже будут не лишними, и добавят комфорта в эксплуатации модели.

Многих авиалюбителей привлекают модели с беспроводной видеокамерой, которая передает изображение во время полета на удаленный монитор. Эта опция позволяет максимально слиться с моделью и прочувствовать все прелести свободного полёта, увидеть обычный мир сверху.

 

Помните, что полнота удовольствие от использования модели напрямую завит от Вашего правильного выбора!